Урок мужества «Рота уходит в небо…»

Был первый день весны, еще дремали горы,

Еще весны дыхание не пришло,

Шли пацаны, не слышны разговоры.

Знамение судьбы Вас в вечность повело.

Вы шли в строю, все как родные братья,

Беретов цвет вас породнил навек,

Хранил Вас бог, от всякого несчастья,

Но этот день ускорил жизни бег.

И в тех сердцах, что Вы любовь хранили,

Для матерей, сестры и для отца,

Они той грязной пулей не убили,

Герой не может умереть от подлеца.

 

Редко в истории географическое название становится символом ратного подвига, высоты духа народа. Куликово поле, Бородино, Сталинград – именно эти битвы стали решающими, навеки значимыми для души россиянина.

Вторая чеченская война вписала в нашу новейшую историю ещё одно название – Улус-Керт. Там, в горах Аргунского ущелья, явив чудеса героизма, в бою превышающими в тридцать раз по численности и вооружению отрядами боевиков Хаттаба и Басаева погибла 6-я рота 104 полка Псковской воздушно-десантной дивизии.

Светлой памяти Героев десантников 6-ой роты 104-го парашютно – десантного полка 76-ой гвардейской Черниговской Краснознаменной Воздушно-десантной дивизии и всем тем, кто погиб и воевал в Чечне посвящается этот урок мужества. Мы хотим и будем говорить о мужестве и героизме. 1 марта исполнилось ровно 18 лет со дня их подвига.

6-я рота 104-го гвардейского парашютно-десантного полка, хоть и являлась частью одной из самых элитных дивизий российской армии, профессиональной отнюдь не была. Ее укомплектовали контрактниками и десантниками из других подразделений незадолго до отправки. Некоторых зачислили в роту буквально перед погрузкой в самолет.

2-й батальон, в составе которого роте предстояло воевать, также находился не в лучшей форме. Всего за месяц до командировки проверка признала его «к бою не готовым». Комбат Марк Евтюхин старался привести подразделение в порядок, но на тренировки просто не хватило времени. 3 февраля батальон перебросили в Грозный; через некоторое время десантникам поручили охранять базу в районе села Октябрьское.

За выход из окружения Хаттаб заплатил 500 тыс. долларов. Но на его пути встала 6-я рота 104-го гвардейского парашютно-десантного полка. На 90 псковских десантников навалились 2500 чеченских боевиков.

Противостоял им противник отнюдь не простой. Вырываться из окружения чеченские боевики решили двумя большими группами. Одна под началом Руслана Гелаева пошла на северо-запад, нацелившись на село Комсомольское, а другая под командованием Хаттаба двинулась в почти противоположном направлении – на северо-восток. Именно с ними и предстояло сойтись десантникам 104-го полка.

Сколько именно головорезов шло с Хаттабом – вопрос спорный. По официальным данным, их было порядка 2,5 тысяч, по заявлениям террористов – 700. Так или иначе, отряд многократно превосходил по численности десантников.

В банде, кроме террористов-чеченцев, было большое количество арабов-наемников. Боевики были хорошо вооружены и прекрасно замотивированы: к тому времени российская авиация применяла по их позициям полуторатонные вакуумные бомбы и кассетные боеприпасы. Кроме смерти, под Шатоем им ждать было нечего. При этом, в отличие от десантников, оказавшихся в этом районе впервые, боевики знали местность весьма хорошо.

Кровопролитное сражение началось 29 февраля и продолжалось до полудня 1 марта.

Группировка полевого командира Хаттаба попыталась вырваться из окружения. Боевики решили не только пробить кольцо блокады, но и захватить населённые пункты, обеспечив себе плацдарм для дальнейшего прорыва в Дагестан.

Для прорыва Хаттаб выбрал узкий 200-метровый перешеек, расположенный в горах на высоте 700 метров у селения Улус-Керт. Боевикам, численность которых доходила до 2,5 тысяч человек противостояли псковские десантники.Несмотря на численное превосходство врага, десантники проявили стойкость, мужество и героизм. Они до конца выполнили свой воинский долг.Десантники бились на смерть. В критический момент их командир, гвардии полковник Марк Николаевич Евтюхин, вызвал огонь артиллерии на себя!

Прорыв бандитов не удался, но десантная рота почти полностью погибла. Из 90 человек в живых осталось только шестеро… Восемьдесят четыре павших бойца сделали, казалось бы, невозможное: предрешили окончательный разгром бандитских соединений и возродили – как у нас в стране, так и за рубежом – веру в славу российского оружия.

Теперь имена 84 гвардейцев-десантников из 76-ой гвардейской воздушно-десантной Черниговской Краснознаменной дивизии известны всей России. Офицеры, сержанты и солдаты – все, как один, вступили в схватку с озверевшими бандитами Хаттаба и не отступили ни на шаг, до последнего дыхания удерживая занимаемую позицию.

Десантники дрались до конца. Ни один не поднял руки, чтобы сдаться, никто не просил пощады. Бойцы отстреливались даже после того, как управление ротой развалилось. Командиры разделили судьбу солдат: из 13 офицеров, участвовавших в бою, погибли все. Последним отдал жизнь лейтенант Дмитрий Кожемякин, прикрывший отступление двоих израненных солдат.

Прорыв через позиции роты, по разным данным, стоил Хаттабу от 50 до 500 боевиков. Вскоре российским войскам сдалось более 200 боевиков; большинство из них были ранены, и многие – на высоте 776. За проход через позиции 6-й роты враг заплатил очень дорогую цену.

Из 90 гвардейцев погибли 84 человека. 22 гвардейца стали Героями России, 21 из них посмертно. Остальные десантники удостоены ордена Мужества. Ежегодно в феврале в Петербурге проводится Всероссийский юношеский турнир по самбо, посвященный памяти подвига гвардейцев 6-й роты ВДВ.

 

Шестая рота – слезы на глазах.

Шестая рота – слезы боль пронзает,

А в голубых и чистых небесах

Над нами стая птичья пролетает.

Замрем, не пряча скорбных наших лиц,

Чтоб в птичьем гаме важное подслушать.

Быть может в этих гордых смелых птиц,

Переселились праведные души.

Ни похоронок нет, ни похорон –

Они летят, белея клином стройным.

Примите, птицы, наш земной поклон

На небесах, которых вы достойны

 

 

Материал подготовила

педагог-психолог О.В. Спицына

Related posts:

Top